Ольга Шаталова, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала РАНХиГС:
‒ Необходимость проведения пенсионной реформы в России вызвана дисбалансом в соотношении работающего населения и пенсионеров.
Сегодня на 53 миллионов официально работающих приходится 43,5 миллиона пенсионеров. Это и есть соотношение 1,2:1. Если оперировать круглыми цифрами, то на шесть человек, перечисляющих пенсии, приходится пять человек, получающих пенсии.
Но, согласно официальным данным, количество трудоспособного населения в нашей стране сокращается примерно на 400 тысяч человек в год, а количество пенсионеров увеличивается примерно на 1,5 миллиона (к вопросу о том, сложно ли "дожить до пенсии").
То есть новая рабочая сила просто не успевает приходить на смену уходящей ‒ ее нет в принципе, потому что она не появилась на свет.
Однако повышение возраста выхода на пенсию, по нашему мнению, не решит проблему пенсионного обеспечения в стране.
Необходимо пересмотреть механизм начисления социальных пенсий для граждан, которые никогда не были официально трудоустроены, не платили отчисления и получают пенсию только потому, что достигли пенсионного возраста.
Кроме того, в ряде субъектов РФ необходимо провести контрольно-ревизионную работу в отношении решений о начислении пенсий по инвалидности, так как, к примеру, в ряде республик Северного Кавказа существует практика, когда группу инвалидности преподносят в качестве подарка на значимые мероприятия. Такая практика ведёт к тому, что трудоспособные граждане, которые могут работать и производить отчисления, как правило заняты в теневом секторе экономики, что не лучшим образом сказывается на пополнении бюджета и социальных внебюджетных фондов.
Наше государство создает все условия, чтобы люди своим трудом обеспечивали себе будущую пенсию. И чтобы в будущем получать хорошие выплаты по старости, каждому необходимо отработать минимальное количество лет и иметь официальную заработную плату.