Практически во всех школьных учреждениях, высших учебных заведениях, а также на рабочих местах государством не контролируется общая физическая нагрузка. А она должна составлять около 4 часов в день.
Без адекватной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (за счет физической нагрузки) и при перегрузке аккомодационного аппарата (радужки, цилиарного тела), например, во время урока, в цилиарном теле (части сосудистой оболочки) глаза возникают необратимые изменения аккомодационной мышцы.
Мышца сначала гипертрофируется (увеличивается), затем в ней развиваются застойные и ишемические явления, т.е. уменьшается кровоснабжение.
Далее возникают локальные или тотальные инфарктные изменения − происходит отмирание мышечных волокон.
Рассасывающиеся некротические массы рубцуются с образованием соединительно-тканной контрактуры. Проще говоря, отмершие ткани превращаются в рубец, после чего аккомодационная функция мышцы, позволяющая глазу рассматривать предметы на разных расстояниях, становится ограниченной или невозможной.
Фокус оптических элементов глаза (роговицы, хрусталика) остаётся не доведенным до плоскости сетчатки, а это уже и есть стойкая миопия.
Клинические проявления этого состояния выражаются в плохом зрении вдаль с прищуриванием, заметным сторонним наблюдателям. Именно появление прищуривания способствует прогрессированию заболевания.
Как выявить и остановить развитие близорукости – расскажу в следующий раз. Участвуйте в онлайн-опросе, посвящённом здоровью зрения, конечно, если не сделали это раньше.
Полученные результаты будут использованы в научном исследовании по вопросам охраны органа зрения и послужат аргументом в принятии активных мер по профилактике социально-значимых глазных болезней.
Имран Гаджиев
сотрудник Клиники микрохирургии глаза
Ставропольского государственного
медицинского университета,
врач-офтальмохирург