Дата и время
Яндекс.Погода

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Мы Вконтакте Мы в Одноклассниках

Хищник и жертва

Хищник и жертваВ Санкт-Петербурге 6-7 декабря 2017 года состоялся семинар "ДИАЛОГ" или "Дихотомия искусства в Археологии: Локус, Образы, Генезис".

 

Обычно учёные общаются в форме заранее подготовленных докладов, которые потом чаще обсуждаются в кулуарах. Цель объединённого семинара двух ведущих археологических институтов состояла в превращении монолога учёных в диалог. Для воплощения этой задачи объединись учёные секретари Института археологии РАН Екатерина Георгиевна Дэвлет и Института истории материальной культуры РАН Николай Юрьевич Смирнов. Один из ведущих подчеркнул свой статус хищника бабочкой леопардовой окраски.

 

6 декабря участники семинара встретились в дубовом зале Института истории материальной культуры РАН для обсуждения темы: "Хищник и его жертва: от инварианта к вариативности сюжета", т.е. обсуждали, кто кого терзает.

 

Основные докладчики – специалисты по скифскому звериному стилю, поэтому обсуждение терзания проходило в сложившейся для скифологов терминологии. С темой "Хищник и жертва: формула Смерть − Жизнь" выступила к. иск. Е.Ф. Королькова из Государственного Эрмитажа.

 

Она дала определение древнего искусства как информационного поля с особого рода текстами, которые передаются с помощью художественных образов в рамках определённого кода. Сцены терзания (охоты, пиршества, единоборства) она предложила трактовать как визуализацию жертвоприношений, которые могли заменить собой само действо.

 

Обсуждение темы "Иерархия образов копытных животных в саяно-алтайском искусстве звериного стиля" предложил д.и.н. Д.Г. Савинов из Санкт-Петербургского государственного университета.  

 

Д.Г. Савинов исходит из зороастрийских представлений, считающихся ближайшими к идеологии кочевников скифского времени, для которого характерно "признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира". Он связал козла и оленя с верхним миром, кабана – с земным, хищников – с подземным миром. При этом лошади в его схеме могут находиться в любом из миров. Известны случаи, когда находили погребения лошадей, украшенных имитацией оленьих рогов.

 

Доклад "Хищник и его жертва: к семиотике терзания (о семантике сюжета терзания в искусстве звериного стиля)" прочитал к. и. н. Д.В. Черемисин из Новосибирского государственного университета. Он отметил, что терзания грифоном лошади – это выражение основного космогонического мифа в погребальном ритуале, которое в более позднее время превратилось в образ гиппогрифа. Таким путём в искусстве появились монстры, сочетающие в себе черты копытных и хищников и воплощающих идею "благого терзания".

 

Тезисы выступлений трёх докладчиков 10 экспертов получили заранее. Прочтя тезисы и услышав доклады, они выступили с оценкой услышанного и предложением идей трактовки, исходя из материала, который они изучают, не обязательно скифского периода.

 

7 декабря площадку для диалога предоставил Отдел археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа. Участники семинара смогли познакомиться с предметами различных археологических культур, изображающих тему терзания и обсудить их.

 

Размышления с предметами искусства в руках участники семинара посчитали продуктивным, решив собраться на следующий год в Москве для обсуждения образа героя в различных культурах.

 

 

к.и.н. археолог Ольга Брилева

Новости по тэгам:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.